Труд иконописца

В мастерской иконописцаПредставим, что мы находимся в мастерской иконописца. С чего начинал свою работу иконописец? Конечно, с самого главного — с того, ради чего икона и пишется — с молитвы. Прежде всего, читается молитва Святому Духу, чтобы Он, Животворящий, освятил и вдохновил работающего над священным изображением.

В это время готовая доска уже стоит на мольберте и ждет иконописца. И в древности, и сейчас самым распространенным материалом для иконописи является липа. Почему икону пишут на дереве? Помимо символического смысла (Иисус Христос был распят на крестном древе) это имеет и прямой практический смысл. Старались сделать все возможное для того, чтобы икона прожила как можно более долгую жизнь.

Сначала древесину долго сушат (сейчас это делают в специальных сушилках). После того как мастер изготовляет доску, то есть на ней делается ковчег, шпонки, надсечка для паволоки, доску отдают мастерам-левкасчикам. Теперь необходимо приготовить хороший левкас, для чего нужно много учиться. Плохо приготовленный левкас может спровоцировать трещины на иконе. Вначале специальным ножом наносят насечку на деревянную поверхность будущей иконы, проклеивают и начинают приклеивать на доску паволоку (ткань для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски), которую предварительно вываривают, чтобы она становилась мягче. Доску перед этим тщательно просушивают, и только затем приступают к левкашению. Левкас — это смесь осетрового клея, мела и олифы. Левкас варят. Первые слои покрывают горячим левкасом кистью или даже рукой. Затем сутки ждут. Наконец приступают к покрытию доски левкасными слоями. Слоев может быть много (зависит от доски и от свойств самого левкаса). Но обязательное условие таково: слой не должен превышать 2–3 мм. В противном случае он треснет. Левкас наносят шпателем, очень тонко, после каждого слоя доску прошкуривают и, наконец, когда все слои положены, доску шкурят набело. Нужно достичь очень гладкой, полированной поверхности, при этом не переусердствовать — если снять слишком много мела, начнет светиться паволока. Таким образом, после 15–20 тончайших слоев получается тончайшая блестящая поверхность, напоминающая собою полированную слоновую кость. Но и это еще далеко не все! Перед золочением доску будут полировать еще и еще особые мастера — только уже не всю, а только те части, на которых будет лежать золото.

После наложения левкаса иконописец приступает к выполнению рисунка. На Руси с древних времен мастерами использовались так называемые кальки. Прориси возникли позднее, чтобы иконописцы точно следовали канону. Подобным образом возникли знаменитые новгородские таблетки. Сначала они создавались как образцы для подражания. Их писали умудренные опытом мастера для своих учеников, чтобы те точно копировали. Примечательно, что таблетки не только мастерски прорисованы, они еще исполнены в цвете. Итак, мастер виртуозно наносит кистью рисунок охрой или углем, затем делают графью, т. е. процарапывается рисунок по левкасу. Особое искусство — проводить нимбы вокруг глав святых, особенно на больших иконах.

Наконец, доску отдают золотильщику, который сначала полирует до почти зеркального блеска места, предназначенные для золочения. Затем на отшлифованную поверхность наносится полимент (специальная глина, смешанная с гноеным белком). Далее мастер готовит раствор, в состав которого входит желатин, и наносит его на полимент. И только после этого на подготовленную поверхность иконы с помощью специальной лапки наносится нужный фрагмент сусального золота. Как видите, золочение — не простое делание. И вот, наконец, доска опять на мольберте перед иконописцем, а если речь идет о целом иконостасе, то следует сказать, что работа ведется над всеми иконами сразу, т.е. сначала все отрисовывается, выстраивается в ряд. Иконописец внимательно смотрит, находит и устраняет недостатки.

Теперь нужно приготовить краски. Это само по себе целое искусство. Нередко у иконописца были подмастерья, которые краски терли и готовили к работе. Откуда брали иконописцы свои краски, те самые, которыми как драгоценный ковер блистают древнерусские иконы? Краски покупали за немалую плату (кстати, в житии преподобного Алипия говорится, что деньги от написания икон он всегда делил на три равных части — одну отдавал на нужды монастыря, другую часть на милостыню нищим, а третью — на золото и краски). Где же добывали или откуда привозили краски? Если русская земля изобиловала различными охрами и глинами, то такие краски как лазурит, азурит, малахит или киноварь привозились из заморских земель. Названия у красок диковинные — глауконит, ярозит, диоптаз, хлорид, аурипигмент, киноварь, а также различные охры, умбры и сиены.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на красках. Краски святых иконописцев творили чудеса. В житии прп. Алипия мы читаем о том, что один из богатых киевлян был прокаженным. Он много лечился у волхвов и врачей, у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся. Один из друзей богача уговорил пойти его в Печерский монастырь и просить кого-нибудь из отцов, помолиться о нем. Когда киевлянин пришел в монастырь, игумен распорядился помочить ему лицо и голову из колодца святого Феодосия, а потом напоить из этого же колодца. Сделали, как сказал настоятель. Вдруг покрылся это человек весь гноем за неверие свое, да так что все стали избегать его из-за исходящего от тела его смрада. Делать нечего, возвратился киевлянин в свой дом и стал ожидать смерти. Шло время. Поразмыслил богач о своих согрешениях и, придя к преподобному Алипию, покаялся ему и попросил у него исцеления. Преподобный, поучив его о спасении души, взял палитру и разноцветными красками, которыми писал иконы, разукрасил лицо больного. Гнойные струпья мгновенно сошли с лица прокаженного, придав ему прежний вид.

Оставим пока иконописца, трудящегося над написанием образа, и заглянем в особое помещение при мастерской, где трудятся подмастерья. Трудятся они с раннего утра, не покладая рук. Все пигменты стоят у них в разных баночках, пузырьках, сияют таинственным матовым светом, но совсем не похожим на то сияние дивных красок, которое мы увидим впоследствии на иконах мастера. То, что цвет у пигментов совсем иной — понятно, ведь это всего лишь сыпучие порошки, кристаллы и довольно увесистые камушки — гематиты и хлориды. Используют в иконописи и самоцветы. Камни растирают, разбивают, толкут в специальных ступках. Процесс этот очень трудоемкий. Нужно сказать, что среди красок встречаются и ядовитые — это киноварь, аурипигмент, свинцовые белила. Сохранился рецепт приготовления краски вместе со связующим, где говорится, что для определения качества — хорошо ли приготовлена краска мастеру советуют попробовать ее на язык «вяжет или не вяжет». В мастерской имеются специальным образом изготовленные камни, на которых пигменты перетирают. Сейчас специальным образом зашкуривают толстое стекло, и трут по нему курантом, подливая немного воды. Потом каждую горстку краски высушивают, соскабливают получившийся порошок и раскладывают в банки. Затем от главного мастера поступает заказ — приготовить краски к работе. Сразу же начинают готовить связующее. Связующее — это эмульсия: желток куриного яйца и уксус или белое вино. Так получается яичная темпера.

Вернемся теперь в мастерскую к художнику-иконописцу. Как работает мастер? Сначала делается доличное письмо, т. е. подбираются основные цветовые соотношения. Когда же добьются цветовой гармонии, начинают работать над росписью (притенения, пробела и т. д.). Но главное в соотношении красок — это их уравновешенность, тогда они свидетельствуют о единстве и цельности, господствующих в Царствии Небесном.

иконописная мастерскаяИконописец должен быть не только хорошим ремесленником, мастером своего дела, но и человеком духовным. Он обязан непременно проводить жизнь благочестивую. Ему необходимо стяжать опытное познание духовных вещей: знать иноков, чтобы иметь возможность узреть на их лицах глубоко спокойствие и отпечаток небесного тихого радования, младенческую простоту, которые рождаются от тщательной глубокой молитвы и от других благочестивых занятий. Таков труд мастера-иконописца: радостный и ответственный. Иконописец молится, разговаривает со святым, которого пишет, вкладывает в написание образа весь свой опыт, знания, и духовный опыт.