О мастерской
Наша иконописная мастерская действует с 1994 года при храме Святаго Духа сошествия на бывшем Лазаревском кладбище. Трудящиеся в ней иконописцы — опытные мастера, окончившие Иконописную школу при МДАиС.
За двадцать с лишним лет в мастерской «Диво» были написаны многочисленные работы для храма Святаго Духа сошествия на б. Лазаревском кладбище.
Иконописцы нашей мастерской трудились в Введенском соборе Оптиной Пустыни над фресками, писали иконостасы для трех приделов храма Преподобного Максима Исповедника, иконостасы в Свято-Троицком Алатырском мужском монастыре, центральный иконостас храма Преображения Господня гор. Серова в Свердловской области, иконостас храма во имя св. апостола Иоанна Богослова города Краснотурьинск
Благолепие храма Св. Духа сошествия, почти разрушенного в годы гонений на Церковь, было восстановлено в конце 90-х годов во многом благодаря труду иконописцев мастерской «Диво». Большие, писаные на золоте иконы украсили иконостасы трех приделов и стены храма. Одним из значительных источников средств для восстановительных работ храма Сошествия Св. Духа, послужили иконы, написанные для православных церквей и частных лиц, как в России, так и за рубежом.
В настоящее время нашими мастерами ведется огромная работа по написанию икон и сборке иконостасов для шести приделов нового, величественного храма во имя Собора Московских святых в Бибирево, вместимость которого 5 тысяч человек. Одного из самых больших храмов России после Храма Христа Спасителя. В общей сложности мастерам предстоит написать более 500 икон. Это не просто место, где пишутся иконы, это рукотворный образ Царствия Небесного с бесчисленным сонмом святых угодников Божьих, живущих на небесах. В дальнейшем планируется украсить этот чудесный храм стенными росписями и мозаичными работами.
В настоящее время, все средства от продажи икон мастерской «Диво» идут на строительство храма Собор Московских святых в Бибирево, которое осуществляется без какой-либо поддержки государства или крупных спонсоров, исключительно трудами общины храма и с помощью благочестивых прихожан.
Мастера «Диво» пишут иконы по древней технологии — минеральными пигментами в соединении с перетертыми вручную полудрагоценными камнями, вином и яичным желтком. Ассист, штрихи символизирующие присутствие света Божественного, выполняются сусальным и твореным золотом. Фоны на иконах пишутся серебром, сусальным золотом, комбинацией желтого и белого золота. Использование техники золочения на полимент позволяет добиться нашим иконописцам ровной блестящей поверхности.
Мастера «ДИВО» работают в древнерусском и византийском стиле, с соблюдением иконописных канонов и ориентируются на лучшие из лучших благочестивых образцов древности.
В нашей мастерской разрабатываются и новые иконографии. Это стало крайне необходимо и востребовано после прославления подвижников XIX–XX веков, в том числе великого сонма Новомучеников и Исповедников Российских. При работе иконописцы обязательно пользуются сохранившимися портретными и фотографическими изображениями Новомучеников и новопрославленных святых, имеющимися древними образцами. Стараясь максимально передать в иконе портретное сходство, мастера «ДИВО» строго сохраняют символичность и условность иконописного языка, изображая уже совсем не земного человека, а постоянного жителя Царства Небесного, его духовный, а вовсе не чувственный облик.
ИКОНОПИСЬ — это высокое, духовное делание. Лучшими иконописцами всегда были монахи, а самыми лучшими — преподобные Отцы. По слову Святого Евангелия — лишь чистые сердцем могут видеть Бога. Поэтому чрезвычайно высокий и ответственный труд — создавать изображения Воплотившегося Бога-Слова Иисуса Христа, Божией Матери, святых.
Иконописное изображение должно быть одухотворенным и не должно быть чувственным. Мы стараемся следовать этому принципу, помня предостережения Святых Отцов.
Святой Игнатий (Брянчанинов) писал о том, что живописец для написания иконы достойной Храма Божия, должен жить благочестивой жизнью, иметь опыт познания духовных состояний. Иконописец должен быть знаком благочестивыми иноками, чтобы усмотреть на их лицах глубокое спокойствие, отпечаток тихой радости и младенческую простоту, которые появляются на лицах от тщательной молитвы.
Иконописец может увидеть естественность движений иноков, отсутствие всего напускного и придуманного. Св. Игнатий говорил в своих сочинениях о том, что для иконы необходима правильность рисунка, что святого нужно изображать свято. Таким, каким святой и был: спокойным, простым, смиренным и радостным, в одежде, которую он носил, в самых скромных положениях и движениях.