— Скажите, Елена, иконопись — это, вероятно, самое интересное и духовное послушание. Существует ли для живописца риск улечься, возгордиться, или отвыкнуть от послушаний связанных с физическим трудом?
— Полагаю, что возгордиться или увлечься человек может абсолютно в любом месте. Но, вероятно, Вы правы: существуют такие области как искусство и творчество. В них человеку легче увлечься, впасть в прелесть и возомнить о себе, что ты не такой, как другие люди. Но, думаю, человек, пишущий иконы, прекрасно знает, что икона, написанная в страстном, немирном состоянии — злобе, раздражении, тщеславии, зависти и т. п. — едва ли будет вызывать у молящегося перед ней какое-либо молитвенное чувство или переживание. Да и самому мастеру, если он объективно посмотрит на икону со стороны, собственная работа не понравится. Ведь то, что происходит в нашей душе во время работы над святым образом, обязательно отображается на доске в линиях, красках. Весьма печально, если у лика взгляд будет мрачным, пустым и ничего не выражающим. А уж говорить о создании молитвенного образа, подобного работам прп. Андрея Рублева или других святых живописцев древности, в таком случае вообще не приходится. Понимаете, ни одна техника не способна передать глубину духовности, силу молитвенного созерцания этих образов. Поэтому превозноситься, думая: «я делаю что-то особенное» — плохо. Ведь в действительности ничего выдающегося, тут, как правило, нет — современные иконописцы, по большей части, не богословы, а только люди, которые в большей или меньшей степени владеют мастерством и техническими навыками. Без этих навыков, как и в любой профессии — без этого никуда. Неправильно поступают мастера иконописи, которые вместо приобретения профессиональных навыков и кропотливого труда, надеются только на одну благодать Божию. Я отвлеклась от главного: так вот, богослов — это тот, кто молится. Так говорили Святые Отцы. Читая внимательно Святоотеческие творения, жития святых, мы увидим, что и понятия не имеем о тех духовных дарованиях, которыми они обладали, о той высоте молитвенного делания, которой они достигли. Так разве мы богословы? Ведь святые иконописцы потому и были богословами, что имея свой собственный живой молитвенный опыт, умели его выразить с помощью красок. Так чем гордиться-то нам? Только смиряться можно и просить: «Прости меня, Боже, что будучи в греховным человеком, нарушая Твои заповеди, я дерзаю изображать Твой пречистый лик. Помоги мне, Господи, потому что без Твоей помощи я не смогу справиться». Писать иконы очень интересно. Все время тебе приоткрываются разные тайны и истины, в том числе и в освоении техники иконописи. Думаешь про себя: «Наконец-то я поняла, как делали это древние иконописцы». Пока работаешь над иконой, молитвенно общаешься со святым, образ которого пишешь, благодаря этому вступаешь с ним в духовную связь и видишь необходимость совершенствовать собственную душу, бороться с определенными помыслами и страстями. Ведь в отличие от светского, пусть даже известного, художника, иконописец изображает невидимый человеку, мир духовный. Разве существует задача еще более творческая, интересная, чем эта? Так что, создавая образ святого, мы над своей душой работаем, лепим из нее человека!
— Каким должен быть человек, чтобы стать достойным живописать изображение Бога? Как современные люди берутся за это? Возможно ли, что настоящая икона написана, может быть только святым человеком?
— Безусловно, икона должна, просто обязана, писаться человеком благочестивым. Все внутреннее состояние Ваше отобразится на иконе обязательно. Но, если хотите достичь большего в иконописи — становитесь иноками! Истинные богословские шедевры, создавались только в монастырях. Это реальный образец того, как работая над своей собственной душой, можно приблизиться к тайне богословия и воплотить ее в линиях и красках. Для мирского человека — это прочти невозможно. Конечно, можно научиться создавать благочестивые молитвенные образы. Я не думаю, что право писать образы имеют только святые. Если бы это было именно так, то наши храмы были бы без икон. Не только сейчас, в наше время, но и во времена Руси, потому как прославленных святых всегда будет мало по сравнению с обычными людьми. Тем неимение, довольно много великолепных икон и настенных изображений создано мастерами- иконописцами — профессионалами очень высокого уровня. Будем стремиться к благочестивому житию, и Господь, по милости Своей, подаст силу и вдохновение. Да-да, именно вдохновение является той движущей творческой силой, которая невероятно важна для иконописца, и подает ее только Бог, и только просящему. Ведь мастера иконописи — это кисточки в руках Господа, а весь прекрасный, созданный Богом мир — Его палитра. Из красок окружающего нас земного мира, берет живописец составы колеров и красок для писаных икон. Посмотрите внимательно, как солнце просвечивает через изумрудную листву, на переливы радуги на небе после грозы, на глубину и синеву лесного озера или вспененные волны моря — тут находит вдохновение художник. Самому «выдумать» такие цвета невозможно. Эти цвета божественно-прекрасны! Удивительная чистота и звучность присуща старинным иконам, потому что те иконописцы умели видеть эту красоту и нам следует у них учиться.
— Считаете ли Вы, что писание икон само по себе является духовным деланием, одним из видов созерцания или молитвы?
— Зависит все от того, какую мы задачу ставим пред собой. Если мы хотим большего, хотя это невероятно сложный путь, можем попытаться изменить свою жизнь так, чтобы через время, когда будет на то воля Божия, наш труд стал бы духовным. Но, скажу еще раз, для этого нужна ревность в духовной жизни, и это, чаще всего, путь иноческой жизни. А в большинстве своем, труд современного иконописца связан с душевными переживаниями. Это совершенно нормально для живописца. Главное тут — не мнить себя богословом, не важничать и не думать, что делаешь что-то такое, что прочим недоступно. Для нынешних иконописцев их труд — обычное ремесло, работа, если хотите. С помощью него и деньги тоже зарабатываются. Это ведь нормально, иконописец должен кормить свою семью. А вот инок, живущий в монастыре, денег за свой труд не получает соблюдая обет нестяжания. Это ведь совсем другая духовная высота. Со всеми вытекающими отсюда последствиям.
— Мы знаем, что существует такое определение иконописи — «богословие в красках». Елена, как бы определение иконописи дали Вы? Какое она имеетдуховное значение вообще в Церкви, чем является иконописание для Вас лично? Какую она приносит духовную пользу Вам?
— Богословием в красках иконопись называют из-за того, что иконописание — является одной из форм богословского языка, с помощью которого говорит с нами Церковь. В образе истины духовные преподносятся людям, облеченными в форму линий, цвета. Конечно, кто-то может сказать, что слово намного сильнее и действеннее. Пусть так. Но задумайтесь, насколько беднее стала бы наша жизнь, если бы не было церковных изображений! Согласитесь, трудно себе даже храм представить без икон, без говорящих с нами настенных росписей, а служебные сосуды и облачения — без священных изображений! Любовь — это первое, что подвигло человека написать икону. Каким образом можно выразить любовь к любимому человеку, когда хочешь навсегда запечатлеть дорогие тебе черты в своем сердце, чтобы время их не затуманило, не размыло? Сердце подсказало человеку, что нужно не только хранить с сердце своем слова, но и живописать с помощью красок дорогие черты. Попробуйте вспомнить свои переживания в тот момент, когда вы стояли перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери или Спасом Нерукотворным, написанным кистью св. Андрея. Думаю, что простыми словами ваши эмоции и мысли выразить довольно сложно. Церковная живопись тонко дополняет и невероятно обогащает нашу духовную жизнь, затрагивает все сокровенные, тонкие струны нашей души, может заставить заплакать или проникновенно помолиться. Иконы нужны нам здесь, в земном отечестве. А в Царствии Небесном иконы уже будут не нужны, ведь там все люди облекутся в духовное достоинство, присущее иконе. Лично для меня иконопись является послушанием, которое я очень и очень люблю, посвящаю ему все свободное время. Когда я пишу образ кого-то из святых, образ Спасителя, или Божией Матери, то прошу их помочь мне исправить мои недостатки.
— Насколько важна для написания хорошей иконы специальная иконописная техника? Как Вы, Елена, относитесь к живописным иконам?
— Техника очень важна. Она необходима, чтобы уметь воплотить свой замысел без затруднений. Техника иконописи не только довольно сложна, но хранит в себе многие тайны. Начинающему иконописцу придется потратить много сил на этом пути. В века иконы писали по-разному. Вначале писали иконы восковыми красками, потом темперными, позднее были открыты масляные краски. Посмотрите на прекрасные лики, выполненные масляными цветными красками в академической манере в мастерских Понетаевского и Дивеевского женских монастырей, на греческом Афоне, в Сарове и на острове Валаам. Это невыразимо прекрасные образы, созданные иконописцами-иноками, в которые они вложили всю свою душу, весь свой духовный опыт. Знаете, Св. Феофан Затворник ведь тоже писал иконы масляными красками в академической манере. Верующим воцерковленным людям известно, что существуют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, написанные масляными красками. В этом нет ничего стыдного и зазорного. Главное чтобы образ выглядел убедительно, трогал душу. Если эта цель достигнута, то все остальное не суть важно. Думаю, что отдельные образы святых, выполненные в академической манере, порой даже более убедительны, чем их «строгоканонические» аналоги. В качестве примера можно привести отдельные старинные иконы прп. Серафима чудотворца Саровского, написанные в мастерских Дивеева и Сарова. Еще недавно, я и сама относилась с некоторым недоверием к иконам, написанным маслом. Однако, когда я познакомилась поближе с техникой масляной живописи, то к своему великому удивлению поняла, что и масляными красками тоже можно передавать удивительную глубину цвета. Сделать это открытие мне помогли картины замечательных художников Айвазовского и Левитана. Побывав на выставках их работ, я увидела, как могут сиять масляные краски и убедилась, что эффект «свечения» вполне может быть использован и на иконе! Но, мне лично все же более близка темперная живопись.
— Насколько важны иконописные каноны? Насколько они строги? Где и в чем мастер по написанию иконы обязательно должен следовать древним традициям, а в где иконописец может проявить свое творчество? Вообще, иконопись — это творческое занятие, или нужно сводить к минимуму личное творчество в создании иконы и только списывать с образцов?
— Принято считать, что в церковном искусстве творчество строго ограничено таким понятием как канон. Но правильнее будет сказать, что оно не ограничено, а возведено в духовное достоинство. Многие люди, не понимая сути дела, спрашивают о том, не нарушается соблюдением канона творческая свобода человека? Такое высказывание является абсурдным, ведь иконопись — это именно церковное искусство и все, что приняла Церковь Христова, она возносит на духовную высоту. Деяния Седьмого Вселенского Собора были посвящены были утверждению иконописания, признал истинными иконописцами Святых Отцов Церкви. Будучи просвещенными Духом Святым, они открыли нам догматическую глубину пространства иконы. Художникам-иконописцам, нужно учиться у Святых Отцов духовному пониманию пространства иконы. Да, нам очень далеко до истинных богословов, но и сейчас свобода творчества у нас остается! Дело в том, что одним из главных принципов, действующих в Церковной среде строгость в главном — в догматах и канонах, а вот свобода — допустима во второстепенном. Во время написания иконы, в общих чертах мы обязаны придерживаться канона, то есть, конкретных указаний иконописных подлинников относительно изображения святого или церковного праздника. Что касается деталей, то тут мастеру предоставлена достаточная свобода. Например, от мастера зависит общий колорит иконы, мягкость или контрастность ликов, орнамент одежды изображаемого святого. В деталях, мастер может творить так, как подсказывает его вдохновение, может позволить себе самовыражение. На Святой Руси существовало много иконописных школ, но строгость канона при этом ни в одной из них не нарушалась. Обратите внимание, как разнообразна живопись на иконах Московской и Новгородской, Владимиро-Суздальской и Псковской школ иконописи! В зависимости от иконописной школы отличаются друг от друга манера письма, рисунок, цветовое построение и тому подобное. Человек становится более одаренным творчески и свободным, когда он подчиняет волю свою воле Бога. Таким образом, иконописец улучшает знания об искусстве через церковную традицию, работает над своим внутренним миром и своей душой. Творчество такого иконописца становится индивидуальным.
Имена древних иконописцев Феофана Грека, прп. Андрея Рублева, прп. Алипия — стоят особняком. Творчество этих мастеров никогда не спутаешь с творчеством других иконописцев. Начинающему мастеру-иконописцу нужно обязательно учиться у них и других древних мастеров. Как? Нужно смотреть и внимательно изучать древние иконы в монастырях и музеях Санкт-Петербурга, Москвы и других старинных русских городов. Хорошо, если есть условия и возможность для копирования этих образцов. Возможность «в живую» увидеть греческие, кипрские, сербские иконы трудно переоценить. И если она есть, ее необходимо использовать. Тогда, по мере проникновения иконописцем в тайны техники иконописи, а это включает в себя еще и понятия о том, на основе чего и как «собирался» образ, живописец постепенно начинает «творить». Я думаю, что наиболее важными тут являются два аспекта: во-первых, не надо самовыражаться, потому что «так захотелось», а во-вторых, не надо бояться, что плохо напишите, например, образ новопрославленного святого, такой образ войдет в иконографию. Потому, что Церковь обладает внутриочищающим свойством. Если образ не удался, то пройдет время и какой-то другой мастер иконописи создаст приемлемый образ, а о твоем неудачном просто забудут. Давайте представим такую ситуацию — вы первый приступаете к созданию иконографии новопрославленного святого. Вполне возможно, что прижизненного портрета, или фотографии святого время не сохранило. а жизнеописание святого очень скудное. Как быть в этой ситуации? Нужно вооружиться теоретическим знанием законов иконографии и всем накопленным профессиональным опытом, прося помощи Божией — творить! Именно таким образом появилась знаменитая Троица прп. Андрея Рублева. Ему было дано увидеть нечто новое в тайне Пресвятой Троицы и донести до нас при помощи кисти и красок. После того, как Троица была написана, на Московском соборе постановили писать Троицу «аки Андрей Рублев». Так что в иконописании есть место творчеству!
— Каким образом Вы подготавливаете себя к написанию иконы?
— Внешняя сторона дела — это сбор иллюстраций, изучение жития святого. Кроме того, нужно изучить и понять те нравственные идеалы, которые были близки святому во время его земной жизни. Конечно, стараешься при этом более сосредоточенно молиться. Иначе, очень вероятна ситуация описанная св. Игнатием Ставропольским, при которой все изображенное будет чувственным, страстным, театральным, притворным, в них не будет ничего духовного, святого. Серьезная подготовка к написанию образа — это наша повседневная жизнь. В зависимости от того, как мы ежедневно исполняем евангельские заповеди, насколько мы посвящаем себя служению людям, как побеждаем свой эгоизм и другие страсти — ровно настолько мы и приложили усилия в подготовке к работе над иконописным образом. Пред написанием иконы я обязательно прочитаю молитву перед началом всякого дела, тропари тому святому, которого пишу и святым иконописцам, продолжаю молиться и во время писания иконы. Вот и все секреты. Других нет.
— Как Вы считаете, Елена, традиционное мирское художественное образование мешает или, наоборот, помогает писать иконы?
— Думаю, что классическое образование, по большей части, помогает, если только человек не настаивает упорно на своей точке зрения, а добавляет накопленные художественные знания к тому, что узнал в церковной среде. Ведь законы композиции, цвета и рисунка открыл человеку Творец. Так почему ими не пользоваться для благой цели?
— Елена, научиться писать иконы очень трудно? Ваша мастерская принимает учеников?
— Думаю, Вы поняли, что настоящим иконописцем-богословом стать очень и очень сложно. А вот стать профессионалом в этой области, с Божией помощью и при наличии трудолюбия и таланта — попробовать можно. Мастерская иконописи «Диво» закрытого типа и на обучение художников мы не берем. Однако, в нашем городе существует много хороших иконописных школ и курсов. В них можно научиться азам иконописи! А «Диво» может принять в нашу иконописную мастерскую только высокопрофессиональных иконописцев
— Заказать икону довольно дорогое удовольствие? Почему? Существуют ли какие-то недорогие варианты работ?
— Да, иконы нашей мастерской действительно стоят дорого. На то есть несколько причин: первая — как Вы поняли уже, написание образа — это очень кропотливый ручной труд, а второе — мы не имеем возможности писать дешево. Ведь на вырученные от продажи икон денежные средства наше Сестричество строит самый большой в Российской Федерации храм во имя Собора Московских святых..
Спаси Господи за интересное и познавательное интервью! Помощи Вам Божией в столь ответственном послушании!
Если вы хотите поделиться своим мнением об этом интервью или у вас возникли вопросы, пишите: lazarev.divo@mail.ru.